Правда — черно-белый

Правда - черно-белый

О том, когда красный может успокоиться, и зеленый, чтобы стимулировать, почему в некоторых культурах мы одеваемся черными на похороны,
а в других — в белом, и как мы получаем черно-белые фотографии и рекламные ролики, — говорит специалист по психологии цвета Петр Зелинский в интервью Войцех Миколушке.

Петр Зелиньский является аспирантом факультета психологии Варшавского университета. Научно исследует влияние цветов на физиологические реакции, поведение, эмоции и когнитивные процессы. Его интересы идут еще дальше — они охватывают различные аспекты психологии
антропология цветов.
Недавно у меня был необычный сон — насыщенный светом и цветами. До сих пор я не обращал внимания на то, мечтаем ли мы в красочном или черно-белом … Что такое психолог?
— Когда-то считалось, что красочные мечты редки и могут быть симптомом проблем и тревог. По мнению создателей психологии, сновидение в белом и черном типично. Но теперь это изменилось.

Мы мечтаем красивее? У нас больше проблем?
— Объяснение более тривиально. Оказывается, цвет нашей мечты в основном зависит от … телевидения. В китайских деревнях, где все еще доминируют черно-белые телевизоры, люди имеют черные и белые мечты. И где все смотрят телевизор без остановок, красочные мечты — это правило.
Может быть, это вызывает беспокойство? Люди видят больше красного, желтого …
— Многие авторы пишут, что красный цвет автоматически и подсознательно стимулирует наше тело, ускоряет сердечный ритм. Я попытался понять, откуда взялись эти данные. Оказалось, что один ученый сослался на более раннюю публикацию, которую автор упомянул еще более раннюю, автор которой опирался на еще более раннюю … После этого следа я, наконец, добрался до первоначальной публикации девятнадцатого века, основанной на изучении нескольких люди с поврежденной нервной системой.
Это означает, что у нас нет никаких доказательств, подтверждающих тезис о стимулирующем эффекте красного цвета!
— Точно. Вот почему я решил сам провести эксперименты, которые объяснят это.
И какие результаты вы получили?
— То, что эффект на нас стимулирует не столько сам цвет, сколько его другие параметры: самым важным является насыщение цвета. Вот почему наша физиология сильнее подвержена сильному зеленому, чем бледно-красному.
Это противоречит популярным фантазиям, но и канонам, управляющим внутренней архитектурой или рекламой.
— Да, да. Предположения в этих областях в некоторой степени ошибочны. Но эффекты — не обязательно!
Ошибочные предпосылки приводят к правильным выводам?
— Вы можете сказать так. Например, люди убеждены, что синие и зеленые успокаивают, и именно поэтому они рисуют больницы для таких цветов.
Это разумно, но по совершенно другим причинам. Синий не привлекает насекомых, в отличие от теплых цветов, таких как красный.
В свою очередь, зеленый цвет является контрастным для крови. Это облегчает работу хирурга во время операции. Врач просто лучше видит, что происходит. Если цвет стен смешался с пациентом, было бы намного сложнее работать. Точно так же яркие цвета, которые мы рисуем кухонной мебелью, контрастируют с едой. Они позволяют лучше оценить, является ли пища свежей, нетронутой.
Откуда возникает наша убежденность в стимулирующем характере красного?
— Красный может стимулировать нас, но на эмоциональном уровне, который не обязательно проявляется на физиологическом уровне.
Эмоции растут из культуры. Красный связан с любовью и страстью. В древние времена фиолетовый также был одним из самых сложных красителей. Только самые богатые, например, короли, могли позволить себе пурпурные пальто. Теперь каждый может купить одежду в этом цвете, но ее символизм остался такой же, как тысяча две тысячи лет назад, и мы связываемся с властью и богатством …
…и это вызывает большие эмоции.
— Точно. Если культурная символика прочно укоренилась в нашей жизни, это повлияет на наши реакции.
Достаточно поверить в это. И мы верим. В одном из исследований людям показывали красные и синие цвета, спрашивая
думать обо всем, что они ассоциируют с ними. Оказалось, что просто думая о вещах, связанных с красным,
это вызвало сильное эмоциональное возбуждение, а размышления о вещах, связанных с синим цветом, успокоились.
То же самое верно, когда мы просим людей сознательно указывать на стимулирующие и успокаивающие цвета, в первом случае они обычно выбирают красный, а во втором — зеленый и синий.

Поскольку реакция на цвет возникает в результате воспитания, люди разных культур реагируют по-разному на одни и те же цвета?
— Есть психологи, которые думают, что этого не делают. Но это сторонники гипотезы о биологической основе реакции на цвета. По их словам, красный всегда означал что-то, на что нужно обратить внимание, например: спелые плоды, огонь, кровь. Но если мы признаем, что реакция на красный результат от различной символики, они должны быть разными. Потому что на этом уровне цвета могут иметь другое значение. В Азии, например, зеленый цвет может означать измену. У нас нет таких коннотаций. Биль в Европе — символ чистоты, цвет невесты. В Азии белая одежда не обещает невесту.
И черный?
— Черный везде повсюду означает одно и то же: он символизирует отсутствие света, пустоты, ничто, зло, дьявол.
Почему тогда в Европе цвет траура черно-белый в Азии?
— Это не следует из отдельной символики этого цвета, но от другого отношения к смерти. А в Европе и Азии черный цвет печали и конца. В нашей культурной зоне с этим связано смерть. Жизнь заканчивается, человек идет в суд, подытоживает добрые и плохие поступки. Если в Азии, особенно в буддийских странах, смерть — это освобождение души, переход к другому существованию. Следовательно, белый как символ пустоты, нового начала, tabula rasa.
По-видимому, разные цвета воспринимаются в разных культурах.
— Это по-другому называется. В одном из экспериментов были спрошены люди из племени, у которых не было отдельных слов для синего и зеленого, чтобы разделить объекты с такими цветами. И они безупречно выделяли эти цвета. Это, в свою очередь, означало, что они видели их, хотя они не называли их.
Можем ли мы оценить нашу личность, исходя из того, какие цвета нам нравятся?
— В Интернете много таких «ярких тестов личности». Но они основаны на неправильных предположениях. Говорят, что один тип людей выбирает стимулирующие цвета и другие успокаивающие. Хуже того, диагнозы часто очень упрощены и напоминают гороскопы — они написаны так обобщенно, что каждый найдет что-то для себя. На основе индивидуальных цветов нельзя оценить характер человека! Хорошие тесты основаны на многих цветах и ​​их интенсивности. Их результаты часто назначают человека только определенной группе, и они не оценивают его характер. Хотя, используя такие тесты, вы можете, например, обнаружить, что у кого-то есть депрессивная или шизофреническая личность. Шизофреники часто выбирают черные, серые и коричневые. Здоровые люди обычно не указывают на эти цвета, потому что они имеют отрицательные символические коннотации. Лица, которые обеспокоены, не поддаются диктату культуры.
И как использование цветов использует рекламный мир?
— Рекламные агентства проводили много исследований влияния цвета, но результаты — секрет компании. Как правило, однако, известно, что цвета в рекламных объявлениях имеют двухступенчатый эффект. Речь идет о привлечении внимания в первую очередь. Это действие на рефлексы.
Интенсивные цвета лучше всего работают здесь. На втором этапе восприятия включается сознание. Мы связываем, важны ли эти цвета для представленного продукта. Если это так, они имеют большую привлекательность. Однако, если показан продукт с интенсивным цветом, который он не подходит, мы чувствуем себя манипулированным и обманутым. Мы отвергаем его, он возмущен нами.
В последнее время я вижу все больше и больше черно-белых объявлений. Из чего это получается?
— Большинство из них имеют один цветной элемент. И это привлекает внимание. Черно-белый фон. Этот механизм использовал Стивен Спилберг в списке Шиндлера. Весь фильм черно-белый, но есть одна девушка в красном пальто. Как будто с другого уровня, из другого мира, более духовного, неземного. Список Шиндлера также является хорошим примером важности черно-белого изображения. Этот фильм претендует на роль документального фильма. По той же причине социальная реклама часто бывает черно-белой.
Это потому, что мы воспринимаем черно-белые изображения как серьезные и надежные?
— Да. У нас сложилось впечатление, что они более реальны. Это, в свою очередь, связано с основополагающей человеческой культурой, противоположной белому и черному как свет и тьма, день и ночь, добро и зло. Этот раскол — начало человечества. И он сохранил свою значимость и по сей день.
Он говорил: Войцех Миколушко
Источник: Przekrój

Внимание! Вышеуказанный совет — только предложение и не может заменить визит специалиста. Помните, что в случае проблем со здоровьем важно обратиться к врачу!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector