Стокгольмский синдром — это один из самых загадочных и парадоксальных психологических феноменов, который стал объектом интереса как в научной среде, так и в массовой культуре. Это состояние, при котором жертвы похищений или заложничества начинают испытывать симпатию, привязанность или даже любовь к своим захватчикам, несмотря на жестокость или угрозу с их стороны. В этой статье мы подробно разберем, как появился этот термин, что приводит к возникновению синдрома, и почему он назван в честь шведской столицы — Стокгольма.
История возникновения термина «Стокгольмский синдром»
Само название «Стокгольмский синдром» возникло благодаря конкретному событию, произошедшему в августе 1973 года в шведском городе Стокгольм. В тот период ограбление одного из банков превратилось в многодневное противостояние между полицией и преступниками, что и привело к формированию того самого термина, который сегодня активно используется в психологии.
История началась с того, что вооруженные преступники ворвались в отделение банка «Kreditbanken», находящееся в центре Стокгольма. Захватчики взяли в заложники четырех сотрудников банка — трех женщин и одного мужчину. Полиция окружила здание, и между полицейскими и преступниками начались переговоры, которые затянулись на шесть дней.
Необычное в этой ситуации было то, как вели себя заложники. Вместо страха и отторжения, которые можно было бы ожидать от жертв похищения, они начали демонстрировать симпатию к своим захватчикам. Более того, заложники не только не выражали страха перед захватчиками, но и стали защищать их перед полицией, выражая опасение, что полицейские могут им навредить.
После того как заложники были освобождены, их поведение вызвало удивление у общественности и психологов. Когда их допрашивали, они утверждали, что не чувствовали страха перед своими захватчиками и даже переживали за их судьбу. Этот феномен был настолько удивительным и парадоксальным, что шведский криминалист Нильс Бейерут предложил называть это состояние «Стокгольмским синдромом», в честь города, где произошли эти события.
Причины возникновения Стокгольмского синдрома
Для того чтобы лучше понять, почему у людей может возникать симпатия к своим захватчикам, важно разобраться в психологических механизмах, которые лежат в основе этого явления. На первый взгляд, Стокгольмский синдром кажется нелогичным: жертвы страдают, подвергаются угрозе жизни и насилию, но, несмотря на это, начинают защищать и оправдывать своих захватчиков. Однако этот феномен можно объяснить с точки зрения нескольких психологических теорий.
1. Механизм выживания
Когда человек оказывается в ситуации, угрожающей его жизни, его главная цель — выжить. Одним из возможных способов достижения этой цели может стать установление эмоциональной связи с захватчиками. В условиях стресса и страха жертва может начать воспринимать даже минимальные акты доброты со стороны агрессоров как нечто большее. Например, если похититель не убивает, а, напротив, предлагает еду или воду, это может быть воспринято как знак заботы. Страх смерти или боли настолько велик, что любые проявления «человечности» захватчиков могут восприниматься жертвой как проявления дружелюбия.
2. Идентификация с агрессором
Еще один психологический механизм, который может объяснить возникновение Стокгольмского синдрома, — это феномен идентификации с агрессором. Когда человек находится в ситуации тотального контроля со стороны другого, он может начать идентифицировать себя с агрессором, стремясь лучше понять его мысли, чувства и мотивацию. Это может быть своего рода психологической защитой, попыткой контролировать или хотя бы предсказать действия захватчика.
3. Эмоциональная зависимость
Долгое пребывание в плену или ситуации угрозы может привести к формированию эмоциональной зависимости от захватчиков. Жертвы могут начать воспринимать похитителей как своих спасителей, особенно если внешняя угроза (например, вмешательство полиции) кажется более опасной, чем сами захватчики. В этом случае заложники могут воспринимать преступников как свою «новую семью», с которой они делят общее испытание.
4. Психологическая травма и когнитивные искажения
Длительное пребывание в состоянии страха и стресса может вызвать когнитивные искажения. В ситуации, когда жертва чувствует себя беспомощной и не видит выхода, её мозг может начать искать оправдания для происходящего. Это может привести к тому, что человек начинает искаженно воспринимать реальность, считая, что захватчики — это не враги, а союзники.
Факторы, способствующие развитию Стокгольмского синдрома
Не все люди, оказавшиеся в ситуации похищения или заложничества, обязательно начинают испытывать Стокгольмский синдром. Существует несколько факторов, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать развитию этого психологического состояния.
1. Длительность пребывания в плену
Чем дольше жертвы находятся под контролем захватчиков, тем больше вероятность развития эмоциональной привязанности. Короткий период похищения может не оставить достаточно времени для формирования симпатии, тогда как многодневные или многомесячные периоды нахождения в плену могут увеличить вероятность развития синдрома.
2. Поведение захватчиков
Если захватчики демонстрируют какие-либо акты «милосердия» по отношению к своим жертвам (например, предоставляют еду, воду, заботятся о безопасности), это может способствовать формированию положительных чувств у жертвы. Наоборот, если захватчики ведут себя крайне жестоко, вероятность возникновения Стокгольмского синдрома снижается.
3. Изоляция от внешнего мира
Когда заложники оказываются полностью изолированными от внешнего мира, у них нет возможности получить поддержку извне или объективно оценить происходящее. В такой ситуации они могут начать искать психологическую поддержку у своих захватчиков, что увеличивает вероятность развития синдрома.
4. Стресс и страх
Высокий уровень стресса и страха может привести к тому, что жертва начинает искать утешение у тех, кто ее контролирует. В условиях постоянной угрозы жизни, любые действия захватчиков, которые снижают этот стресс (например, разрешение поговорить по телефону с родственниками), могут восприниматься как забота.
Критика и мифы о Стокгольмском синдроме
Несмотря на широкую известность термина, Стокгольмский синдром часто подвергается критике. Существует мнение, что этот феномен не настолько распространен, как его описывают в СМИ. Также некоторые специалисты считают, что термин используется слишком широко и неточно.
1. Миф о повсеместности синдрома
Стокгольмский синдром стал популярной темой в кино, литературе и журналистике, что привело к его обобщению. В массовой культуре этот феномен часто изображается как неизбежное последствие любой ситуации похищения, однако на практике это не всегда так. Многие заложники никогда не испытывают симпатии к своим захватчикам и активно сотрудничают с полицией.
2. Критика научной обоснованности
Некоторые психологи и криминалисты утверждают, что феномен Стокгольмского синдрома слишком сложен для того, чтобы быть описанным одной теорией. Они полагают, что многие случаи, которые приписываются Стокгольмскому синдрому, на самом деле являются следствием других психологических реакций, таких как посттравматическое стрессовое расстройство или диссоциативные расстройства.
3. Преувеличение в массовой культуре
В кино и литературе Стокгольмский синдром часто изображается как нечто романтическое, где жертва и похититель развивают романтические отношения. Это часто приводит к искажению понимания феномена. Реальный Стокгольмский синдром редко включает романтические чувства, скорее это защитная реакция, вызванная страхом и желанием выжить.
Заключение
Стокгольмский синдром — это сложное и многослойное психологическое явление, которое до сих пор остается предметом споров и исследований. Несмотря на его редкость и множество факторов, влияющих на его развитие, он вызывает интерес и продолжает изучаться психологами и криминалистами. Название этого синдрома стало символом парадокса человеческой психики, которая в условиях опасности и страха способна искать спасение даже в тех, кто представляет угрозу. История, происшедшая в 1973 году в Стокгольме, стала ключевым моментом для осознания того, насколько сложны человеческие отношения и психика, особенно в условиях экстремальных ситуаций.