Каковы функции религии?

Каковы функции религии?

Функции религии

религия — как историческое социальное и культурное явление одновременно — и религиозность — понимается как ориентация индивидуумов и социальных групп на мировоззрение — они выполняют несколько взаимосвязанных психосоциальных функций в человеческой и человеческой жизни. Наиболее важными из них являются:

1. Функция компенсации, которая опирается на конкретную компенсацию беспомощности и / или слабости людей. Фридрих Фюрстенберг (1930 г.р.) считает, что религиозные убеждения компенсируют неблагоприятный вклад индивида, помогают преодолевать многочисленные трудности и разрешать внутренние конфликты. В свою очередь, Томас Фрэнсис О’Ди (1915-1974) привнес эту функцию религии в роль утешения и поддержки людей, испытывающих неудачи и трудности. Религия для верующих может также быть утешением в страданиях и мыслях о смерти, или о какой-то «защитной реакции» человеческой психики в чрезвычайной ситуации.

2. Функция мировоззрения, сутью которого является создание религией своего образа мира. Религия как форма общественного сознания также пытается интерпретировать и объяснять явления и процессы, происходящие во вселенной, в природе и обществе, а также в самом человеке. И — не менее важно — это дает верующим их взгляд на мир, удовлетворяя их потребность в понимании и объяснении явлений.

3. Интегрирующая функция. Некоторые психологи религии пытаются доказать, что религия — это интегрирующий компонент человеческого сознания, который придает ему структурный характер, предотвращает внутренние конфликты и устраняет эмоциональное напряжение. Конечно, интеграция может быть функцией религии, и в основе этой внутренней согласованности может быть ориентация аксиологический блок. Религия предлагает верующим внутреннюю теоцентрическую акцептацию система ценностей, на вершине которого есть: Бог, вера, нравственность, а не человек и его земные дела. Что такое земная, религия подчинена сверхъестественному, то есть светская сфера (профан) подчинена священной сфере. Таким образом, он создает иерархию ценностей, в которой все реальные значения, связанные с потребностями и проблемами человеческой жизни на Земле, смещаются на задний план. При определенных условиях религиозная аксиологическая ориентация означает, что верующий отвергает на практике социальную деятельность и игнорирует все, что реально и земно.

Поэтому ориентация на религиозные ценности может препятствовать социальной активности человека и направлять его энергию, мысли, чувства и стремления в особую тенденцию, создавая иллюзорную форму социальной активности в форме участия в религиозных церемониях и в деятельности священной организации. В более широком смысле религия может выполнять интегрирующую роль, поддерживая стабильность конкретной социальной системы. Питер Людвиг Бергер (род. 1929) считает, что религия связывает социальные нормы, ценности и институты со своими священными коллегами, став фактором социальной интеграции. Функция закрыта регулятивный функции религии, который заключается в создании и санкционировании религией определенной системы ценностей и норм, которые являются мотивами поведения верующих. Кроме того, религия может быть фактором общественного контроля, освящая нормы и ценности той или иной социальной системы.

Анализируя историю человечества, можно указать много примеров консолидации и национальной и социальной интеграции верующих — со времен первых христиан до наших дней. С другой стороны, религия может быть фактором социальной дезинтеграции, когда она встречается избирательная функция, разделяя людей разных религий и являясь источником нетерпимости, религиозных боев и отрицания национального или социального согласия.

4. Функция обучения и регулирования. Религия, проповедуя определенные приказы и запреты, стремится формировать личность людей и жизнь целых обществ. Именно в ней верующий ищет моральную поддержку и стабильные правила поведения. Религия, создающая персональные модели, достойные подражания, рекомендации и пропаганды, выполняет свою образовательную миссию. Кроме того, посредством норм, заповедей, религиозных орденов и запретов он регулирует поведение верующих. По словам Бартломий Добробжинского (род. 1958 г.), каждая религия определенным образом регулирует то, как люди должны конкурировать друг с другом, как относиться к своим и как чужие, как относиться к женщинам, детям, вдовам и т. Д. Он пытается предотвратить насилие.

5. Экзистенциальная функция. Американский психолог религии Дж. М. Йингер определил религию как «систему убеждений и действий, посредством которой сообщество пытается решить самые важные проблемы человеческой жизни». Поэтому он может формировать философию человеческой жизни, а также давать ответы на возникающие вопросы, сомнения и / или экзистенциальные дилеммы. По словам Анри Бергсона, религия расширяет человеческую жизнь, углубляет ее повседневность, дает новые, все более и более высокие горизонты. Он назвал этот вариант религиозного опыта динамичной религией, которая […] является государством и глубоко личным опытом, постоянное беспокойство — искать самые высокие высокие ценности, не готовые, но все же изменяющиеся и, таким образом, избегающие обычного познания; она вырывается из вегетативной неглубокой и утилитарной повседневной жизни за пределами и за пределами природы по отношению к едва заметным идеалам.

Связанная с ней экзистенциальная функция адаптивная функция религии. Th.F. О’Дей считал, что религия является необходимым способом во всех социальных системах адаптироваться человека к условиям его существования. Однако религиозная форма социальная адаптация Человек может родить в нем пассивность и согласие на установившийся общественный порядок, застой и согласие на «существование жизни», препятствуя многогранному развитию личности.

6. Психотерапевтическая функция и / или терапевтический. Многие психологи религии заметили, что во время культовых действий, таких как молитва, исповедь или религиозные обряды, возникают определенные эмоциональные процессы, например, отрицательные чувства заменяются положительным или растущим эмоциональным напряжением, а затем его разрядкой. Этот процесс — по форме — похож по своей динамике на ход экстатических эмоций, тогда есть эмоциональное «очищение», которому Аристотель (384-322 гг. До н. Э.) Дал название катарсис. В истории было сделано много попыток продемонстрировать полезное терапевтическое воздействие религии на сознание человека, переживающего социальные конфликты или находящегося в конфликте с самим собой. Американский психолог религии Пол Эмануэль Джонсон писал, что «вера и любовь устраняют страх и отчаяние, изменяя разрушительные эмоции в духовную энергию гармонии, доверия и мира», а религия дает облегчение тем, кто страдает. Поэтому религия и религиозность человека могут уменьшить его психическое напряжение, устранить внутренние конфликты и повысить чувство уверенности относительно значения и результата действия. По словам американского психотерапевта и психолога религии Антона Тхе. Бойсена, психические расстройства и религия имеют один общий источник, который является кризисной ситуацией в жизни человека. По его словам, религия предлагает конструктивный, полезный выход из этой ситуации, тогда как психоз является отрицательным, разрушительным и разрушительным решением. В свою очередь, Ханна Свида-Зиемба считала, что для молодежи религиозность и Бог имеют терапевтическую функцию.

Молодые люди говорят, что хорошо быть верующим, потому что это дает ощущение гармонии, душевного покоя, спокойствия. Этические принципы не относятся к Богу, а к людям. Бог не заставляет вас чувствовать себя одиноким, это кто-то, на кого вы можете опираться и наступать.

7. Пророческая функция религия состоит в том, чтобы противостоять реальным социальным, политическим и идеологическим порядкам с идеалами и религиозными идеологиями и критиковать эти приказы с позиции исповедуемого идеала и принятой религиозной идеологии.

8. Культурно-эстетическая функция. Религиозный культ имеет эстетическую сторону, которая полностью подчинена социальной функции религиозного обряда, которая является обновлением, укреплением и усилением идей, убеждений и религиозных чувств верующих. В культовой системе опыт, эмоции и эстетические чувства поддерживают и укрепляют религиозную веру, вводя человека через красоту поэзии, музыки, живописи, скульптуры или архитектуры в сферу идеологического влияния религии. Часто сакральные учреждения также выполняют культурообразующую роль, в то время как эстетические элементы играют роль средства приведения человека в религию. Точно эстетическая роль религии была описана Wiktor I. Parfientiew в поэтической работе под названием Андрей Рублев:

Он увидел горечь старости

и он подавил удар силой,

Бог возвысил над человеком

и здесь Бог стал человеком.

Он писал обычные иконки,

поэтому он взял цвет с поля и с утреннего сияния,

что до принятия законов

его приемы были уже поклонились его царям (его собственный перевод — А.А.З.).

Поэтому религия с хорошо развитой культовой стороной, связанной с человеческим выражением, обладает способностью влиять на человеческие эмоции и чувства, формируя эстетический смысл человека и предоставляя ему возможность участвовать в культуре и позволяя ему осознать себя в религиозном обряде и, наконец, дать возможность удовлетворить внутренние потребности ощущения красоты, совершенства и / или возвышенности.

9. Функция межличностного общения, который заключается в создании религией социальных связей между единоверцами. Его вариации могут быть функцией «священника», который исполняет религия, устанавливая связи между верующими и сверхъестественными, а также функцию «идентификации», выражаемой в осознании верующих их принадлежностью к определенной общине, сообществу или религиозной группе. Кроме того, религия и религиозность могут выполнять в жизни человека и в общественной жизни такие функции, как:

  • психосоциальная функция реализации личности и выражения ценности. Религия, посредством поклонения, религиозной доктрины и священной организации, позволяет человеку выражать свою личность и коллективно принимать систему ценностей;
  • функции реализации психических потребностей и удовлетворения вечного стремления к счастью, добра, совершенства, бессмертия. Религия, раскрывающая видения рая, спасения, искупления и бессмертия, удовлетворяет многие потребности и желания человека, придавая ему чувство стабильности;
  • функция «созревания», связанная с влиянием религии и религиозности на развитие конкретного человека в процессе его роста. Конечно, самые важные функции религии и религиозности подвержены изменениям, преобразованиям и конкретной эволюции в зависимости от исторических, политических и социальных условий, культурного уровня общества и ментального мира человека.

Выдержка взята из книги «Между верой и отчаянием» Альфреда Адама Зыча (Импульс, Краков 2012). Публикация с согласия издателя. Сноски доступны в редакции.

Внимание! Вышеуказанный совет — только предложение и не может заменить визит специалиста. Помните, что в случае проблем со здоровьем важно обратиться к врачу!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector